МБОУ СОШ № 53
Город Ижевск

Профориентация

Профориентация – это комплекс психолого-педагогических, организационных мер, воспитательных мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение школьника. 

Цель профориентационной работы в школе:

формирование у обучающихся готовности самостоятельно планировать и реализовать перспективы персонального образовательно-профессионального маршрута в условиях свободы профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи профориентационной работы:

  • создание условий для оказания обучающимся поддержки в профессиональном самоопределении; 
  • получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся; 
  • выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования;
  • использование профориентационно значимых ресурсов: трудового воспитания, обучение предмету «Технология», отдельных образовательных областей на всех уровнях общего образования, профильного обучения на уровне среднего общего образования;
  • обеспечение широкого диапазона вариативного профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на элективных курсах, внеурочной деятельности, в воспитательном процессе.
Ответственный за профориентационную работу в школе
Ложкина Ирина Петровна, педагог-психолог
Телефон
+73412371706
Адрес
426075, УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА, Г. ИЖЕВСК, УЛ. МОЛОДЕЖНАЯ, Д.64
График работы
Пн. - Птн. с 8:00 до 16:00

Фотографии с мероприятий по профориентации

РОДИТЕЛЯМ

Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять.

Задача родителей — не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому.

Чтобы стать хорошим специалистом, выбирая профессию, нужно учитывать три аспекта:

  • способности – любые индивидуальные особенности, которые работают на успешность учебной или трудовой деятельности;
  • интерес — то осознанное удовольствие, которое человек испытывает, получая информацию или что-либо делая;
  • образование.

Иначе говоря, профессиональное образование должно соответствовать способностям и интересам.

При соблюдении этих трех условий, человек получает шанс стать хорошим специалистом.

  1. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА.
  2. Если подросток любит технику – интерес к ней будет поддерживаться в деятельности инженера или специалиста по информационным технологиям, или строителя, физика…
  3. Важно осознать, есть ли у подростка СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам.
  4. Тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с его ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, подросток общителен, то больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если он эмоционально неустойчив, то вряд ли, он сможет выполнять рутинные виды деятельности, ребующие концентрации в течение длительного времени.

Существует так же формула выбора профессии:

  • Хочу – это интересы, склонности, желания, мечты.
  • Могу – это психофизические возможности, здоровье, способности, т.е. профессиональная пригодность.
  • Надо – это потребность в кадрах на рынке труда, востребованность профессии.

Если ребёнок сможет совместить свои «ХОЧУ + МОГУ + НАДО», то его профессиональный выбор будет удачным.

Анкета для родителей «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии»

Инструкция: ниже приведен ряд суждений. Анализ своего отношения к ним поможет Вам оценить свое участие в профессиональной ориентации Вашего ребенка. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно соответствует Вашим взглядам, то ответьте «да», если не соответствует, то «нет».

  1. Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.
  2. Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные им книги, бываем в музеях, на выставках.
  3. Я не знаю, имеет ли какое-нибудь общественное поручение мой сын (дочь).
  4. Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.
  5. У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.
  6. Я никогда бы не выступил(а) с рассказом о своей профессии и работе перед классом, в котором учится мой сын (дочь).
  7. Я думаю, что кем бы ни стал в будущем мой ребенок, обще-трудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.
  8. Большую радость и мне, и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома.
  9. Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывал (а) о ней своему ребенку.
  10. Если в школе будет организован летний лагерь труда и отдыха, мой ребенок обязательно туда поедет.
  11. Я стараюсь, чтобы сын (дочь) имел(а) дома постоянное поручение (мытье посуды, покупка продуктов и т.п.).
  12. Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, потому что он должен решить этот вопрос самостоятельно.
  13. Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он(а) еще успеет в жизни наработаться.
  14. Я знаю, какие учебные предметы больше всего нравятся моему ребенку, а какие нет.
  15. Я считаю, что можно наказывать трудом за проступоки и поощрять деньгами за хорошо выполненное поручение.
  16. Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявить свои способности.

Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.
Ключ: «да» — 1, 2, 4, 7, 8, 10, 11, 14, 16;
«нет» — 3, 5, 6. 8, 12, 13, 15.

Суммируйте полученные баллы. Если сумма их находится в пределах:

  • 12-16 — можно сделать вывод, что Вы стремитесь активно научить ребенка полезным трудовым умениям и навыкам, помогаете проявить свои интересы, склонности, способности, расширяете его кругозор;
  • 8-11 — Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке школьников к труду, однако у Вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка;
  • 4-7 — этот результат говорит о том, что Вы не очень много внимания уделяете трудовому воспитанию сына (дочери) и подготовке его к будущей профессии. Следует помнить, что Вашего ребенка ждет впереди нелегкая учеба, работа, и надо сейчас научить его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом;
  • 0-3 — у Вас мало свободного времени, или Вы не уверены, что сможете в чем-то помочь своему ребенку, поэтому относитесь к воспитанию в семье не очень серьезно. Однако ребенок нуждается в Вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах.

УЧЕНИКАМ

Основные ошибки в выборе профессии

1.    Отсутствие инициативы.

Возможно, пока  вы просто не знаете, кем хотите быть.  И вместо того, чтобы искать, вы говорите себе, что поступите куда-нибудь, где попроще, послушаете маму или пойдете за компанию с другом. Все это может закончиться тем, что через три года вы оглядитесь вокруг и поймете, что вам не нравится ваш ВУЗ или колледж, что вам не нравится практика и вы на самом деле хотите чего-то совсем другого.

Первый шаг - выяснить, что вам подходит, приложить усилия.

2.    Неуверенность в себе.

«Я не поступлю». «Я слишком глуп для этого».  «Меня никуда не возьмут работать». Страх — враг, который мешает вам найти любимое дело. 

Второй шаг -   поверить в свои силы.

3.    Следование только чужим советам. 

При выборе профессии ориентируйся на свои интересы и способности. Учись прислушиваться к себе и объективно оценивать свои возможности.

Третий шаг -  послушать себя.

Сделать эти три шага, значит, уже избежать ошибок, из-за которых многие люди чувствуют себя несчастными, невостребованными, не на своем месте. Но для того, чтобы определиться с выбором профессии их, конечно, недостаточно. Нужно сесть, взять лист бумаги и подумать.

Какие критерии важны?

Чтобы определить «свою» профессию, нужно действовать последовательно и методично.

Ваши ожидания.

Составьте список своих ожиданий от будущей профессии. У каждого критерии могут быть своими. Например:

  • Уровень заработной платы;
  • Перспективный карьерного роста;
  • Перспективы быстрого трудоустройства после окончания ВУЗа;
  • Возможности реализации личностного потенциала на данной должности;
  • Стабильность на рынке труда;
  • Бонусы (ранний выход на пенсию, дополнительные надбавки, возможность организовать свое дело и т.д.).
  • Определиться с активами.

Прежде всего, подумайте — что у вас уже есть?

  • Может быть, вы знаете за собой четкую склонность к чему-либо?
  • Может быть, у вас есть диплом о дополнительном образовании, которым вы занимались для души?
  • Может быть, у вас есть хобби, которое вы можете превратить в дело всей жизни?

Даже если активов всего два — например, умение сохранять спокойствие в конфликтных ситуациях и красивая улыбка — с них можно начинать, подумав, что вы можете с их помощью делать. Может быть, вы хотите работать на ресепшене в отеле, где нужно быть обаятельным и вежливо решать проблемы гостей? Может быть, вам подойдет вакансия менеджера, который должен управлять работой коллектива? Может быть, со своим спокойным решением конфликтов вы пригодитесь за стойкой информации в аэропорту или даже борт проводником?

Из любых, самых незначительных, плюсов можно извлечь выгоду. Главное — не ограничиваться известными вам профессиями, а максимально расширить кругозор и не стесняться выбрать что-то экзотичное.

Определиться с мотивацией.

Вы нашли свои активы, вы придумали, к каким профессиям сможете их применить. Следующий шаг — понять, какая профессия будет вам наиболее интересна.

  • Подумайте — хотите ли вы быть менеджером, работать в отеле, в турагентстве, в аэропорту?
  • Где вам будет комфортно?
  • Где вы будете чувствовать себя востребованным?

Та отрасль, которая вызывает наибольший энтузиазм — и есть ответ на данном этапе.

Определиться с материальным.

Вы выбрали поле деятельности, для которого вы подходите и которое будет вам интересно. Осталось решить, удовлетворит ли оно ваши материалистические запросы.

  • Достаточна ли зарплата у специалистов этой отрасли?
  • Востребованы ли они на рынке труда?
  • Есть ли учебное заведение, в которое вы сможете поступить так, чтобы вам было удобно?

На этом этапе нужно проявить гибкость и взвесить все «за» и «против». Например, работникам в турагентстве платят меньше, чем вам хотелось бы получать, но они востребованы и время от времени их посылают в командировки за границу, что вас очень привлекает. Нужно прикинуть, искупят ли командировки и удовольствие от работы некоторый недостаток средств? Если нет, нужно вернуться на шаг раньше. Если да — решение найдено.
Конечно, ответ, полученный на бумаге, не гарантирует, что вы обязательно будете работать в выбранной области. Но он дает направление движения, повод для размышлений и возможность предпринимать конкретные шаги.
Возможен и такой вариант, при котором вы сидите над листком бумаги и понимаете, что ваши склонности и интересы никак не помогут вам в жизни. Например, вы увлекаетесь собиранием пазлов и отличаетесь замкнутым характером. Все, что вы можете из этого извлечь — что вам не стоит работать с людьми, что, конечно, дает информацию к размышлению, но не очень помогает определить конкретную профессию.

О чем важно помнить?

Работа не хобби. Если вы с пяти лет увлекались фигурным катанием, хоккеем, футболом, вышивкой и т.д., при этом не достигли больших высот в этой деятельности, то это не значить, что вам нужно продолжать в обязательном порядке заниматься этим во взрослой жизни. Оцените перспективы, зарплату и уровень жизни, который даст вам эта специализация. Если вас всё устраивает, то замечательно — продолжайте заниматься любимым делом. Если нет, обратите внимание на другие профессии.

Перспективы. Если у вас уже есть список профессий, к которым вы склоняетесь, оцените их с точки зрения перспективности. Будут ли они востребованы к окончанию ВУЗа или нет.

Время. Чем раньше вы задумаетесь над выбором профессии, тем лучше. Начинать это делать лучше с 8 класса. Ведь за следующие 3 года вы можете несколько раз передумать или с уверенностью сказать: «Я определился!», «Мне это подходит!». К тому же, вам нужно уже сейчас определяться с выборов экзаменов, которые вы будете сдавать на ЕГЭ.

Всегда имейте запасной вариант. Составьте рейтинг профессий смежных или желаемых, так вам будет легче, если что-то в последний момент пойдет не по плану.

В любом случае, следующий шаг — использование практических методик, которые различаются в зависимости от того, определили вы работу своей мечты или нет.

Если вам сложно определится с профессией, можно прибегнуть к следующим  вариантам.

Сходить к профориентологу. Психология уже давно изучает принципы, по которым человеку стоит выбирать профессию. Разработаны методики и тесты, которые позволяют определить склонности и наиболее подходящие сферы. Профессиональный психолог проведет тестирование, оценит результаты и обсудит их с вами. В результате вы не получите стопроцентной уверенности, но у вас появится информация к размышлению, на которую можно оперетьсяться и от которой можно отталкиваться при выборе профессии.

Посоветоваться с друзьями и знакомыми. Конечно, нельзя позволять никому решать за вас — но, возможно, среди ваших близких найдутся интересные идеи о том, какой должна быть ваша будущая профессия.

Пройти тесты самостоятельно. Если у вас нет возможности обратиться к специалисту, можно найти тесты в интернете, на специальных платформах и посмотреть на результаты самостоятельно. Главное — сделать несколько тестов и не попасться на уловки мошенников, которые могут требовать отправить смс на определенный номер, чтобы получить результат.

Как убедиться, что итог размышлений правильный?

Если вы посмотрели на свой лист и поняли, что парочка профессий вам вроде бы подходят, это не повод срочно поступать в соответствующее учебное заведение. Сначала нужно убедиться, что решение не было принято под влиянием обстоятельств или по ошибке. Вы можете:

Почитать что-нибудь о профессии. Есть два варианта — вы можете читать блоги специалистов, которые уже выучились и работают, либо вы можете читать специализированную литературу. И то, и другое поможет вам составить более четкое представление о том, чем вам придется заниматься. Возможно, почитав дневник ветеринара, вы раздумаете поступать, поскольку ваши ожидания о приятной работе с животными разобьются о реальность, где вас могут укусить, где на вас может накричать неадекватный хозяин и где вам придется делать усыпляющие уколы.

Сходить на день открытых дверей в учебное заведение. Это поможет вам оценить, с чем вам придется столкнуться во время учебы. Какими будут преподаватели и что вам потребуется изучить.

Устроиться на подработку. Конечно, такое возможно не во всех профессиях, но если вы собираетесь связать жизнь с медициной, то можете устроиться сиделкой или уборщиком, а если с работой с людьми — то продавцом или официантом. В результате вы получите опыт и из первых рук узнаете о том, как будет выглядеть ваша будущая работа.

Посетить курсы или тренинг в смежной области. Это также позволит вам получить практический опыт.

Любая практика — мерило правильности вашего решения. Если решив, что лучшая работа — это учитель, вы устроитесь в детскую комнату отдыха или посетите начальную школу, то можете либо передумать, либо укрепиться в своих выводах. Никакие другие методы определения профессии столько пользы не принесут.
 

УЧИТЕЛЯМ

Темы классных часов по профориентации для учащихся

(в соответствии с методическими рекомендациями по организации профориентационной работы в общеобразовательной организации Управления образования Администрации г. Ижевска №01-11/04746 от 20.06.2022г.):

1-4 классы:

  • «Мир моих интересов»;
  • «Все работы хороши- выбирай на вкус»;
  • «Профессии наших родителей»;
  • «О профессиях разных, нужных и важных»;
  • «Путь в профессию начинается в школе»;
  • «Моя мечта о будущей профессии»;
  • «Труд на радость себе и людям»;
  • «Сто путей, сто дорог»;
  • «Как выбирать профессию».

5-8 классы:

  • «Мир профессий. Человек-техника»;
  • «Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем. Экскурсия в отделение связи»;
  • «Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист. Экскурсия в парикмахерскую»;
  • «Мир профессий. На страже закона. Встреча с работниками правоохранительных органов»;
  • «Мир профессий. Электронные помощники»;
  • «Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Экскурсия в аптеку»; 
  • «Выбери свою профессию»; 
  • «Календарь профессий»;
  • «Профессия и призвание».

9-11 классы:

  • «Познай самого себя»;
  • «Мотивы выбора профессии»;
  • «Психологические характеристики профессии»;
  • «Учителя - выпускники школы»;
  • «Как стать гением. Жизненная стратегия творческого человека»;
  • «Что век грядущий нам готовит?»;
  • «Труд и творчество как главный смысл жизни»;
  • «Сотвори свое будущее»;
  • «Профессия и призвание».

Полезные ссылки

  1. Интерактивный портал Государственной службы занятости населения Удмуртской Республики https://szan.mintrud18.ru/
  2. Центр опережающей профессиональной подготовки Удмуртской Республики https://copp18.ru/information